РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ
КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ
Берт Хеллингер (род. В 1925 г.) изучал философию, богословие и педагогику; позднее интенсивно занимался групповой динамикой, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза и НЛП. В 80-е годы ему удалось выявить закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На этой основе он разработал эффективные методы работы для их разрешения, которые приобретают все большую популярность.
Метод семейных расстановок Б.Хеллингера не представляет отдельную самостоятельную школу семейной терапии, но это эффективный метод психотерапии для разрешения проблем, который можно отнести к одному из направлений системной психотерапии. Сам Б.Хеллингер так характеризует свой подход: «В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находиться и корень семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».
По мнению Б.Хеллингера, более 50% тех проблем, с которыми люди приходят на психотерапию, представляют не их собственные проблемы (не восходят к их индивидуальным переживаниям), а повторение чужой судьбы. Хеллингер разработал и объяснил механизмы идентификации с фигурами прошлого, также разработал свою систему представлений об отношениях в семье: между супругами, между родителями и детьми, между семьей и ее родными. По его мнению, для поддерживания хороших отношений в семье необходимы следующие условия: привязанность, сбалансированность понятий «давать» и «брать» и определенный порядок в отношениях.
Привязанность – это сильная и устойчивая преданность семейной группе, ради которой член семьи в определенных случаях готов пожертвовать своим счастьем и даже жизнью. Ребенок знает, что именно здесь, в семейной системе, его место. Это знание есть его привязанность и любовь. Таким образом, превязаность – первое базовое условие формирования отношений. Но ребенок не должен знать никаких интимных подробностей любовной связи родителей. Это не его дело, не касается оно и третьих лиц.
Однако любые отношения между людьми возможны только в том случае, когда они друг другу что-либо «дают» и друг от друга что-либо «берут». Постоянный взаимообмен, который удовлетворяет потребность в справедливости и счастье, зависит от оборота «давать» и «брать».
Третьим условием для того, чтобы отношения в семье сложились, является порядок – те правила, которые направляют совместную жизнь группы (семьи) по определенному руслу. В любых длительных отношениях функционируют общие нормы, ритуалы, убеждения и запреты, которые обязательны для всех. Так из отношений вырастает система со своим порядком и структурой.
«Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и он не позволяет заместить себя любовью. Попытка делать это была бы иллюзорной. Мы всегда должны возвращаться к принципам порядка, к пункту истины. Только там, в этом пункте истины, мы найдем ответы на наши вопросы…любовь – часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом».
Хеллингер считает, что на страже условий, необходимых для хороших отношений, стоит личная совесть человека. СОВЕСТЬ – это некий балансирующий орган, внутриняя инстанция, которая побуждает чувство вины и тем самым заставляет предпринимать усилия для исправления или поддержания соответствующих отношений.
На свет человек появляется в небольшой группе – в своей семье. Отношения в семье необходимы для выживания. «…существование индивидуума определяется параметрами времени и получает свой ранг через момент вхождения в систему, т.е. существенно определяется временем вхождения в систему… иерархия проявляется с момента вступления индивидуума в систему. Я называю это изначальным порядком. Этот изначальный порядок базируется на хронологической последовательности вхождения различных индивидуумов в систему». Отношения в семье дают ребенку возможность раскрыться, способствуют его лучному росту, но в тоже время вынуждают следовать правилам, которые не всегда совпадают с его стремлениями и желаниями. Поэтому в отношениях действуют силы, которые одновременно поддерживают и требуют, подгоняют и направляют, дают счастье и ограничивают.
В своих роботах Хеллингер подробно описывает дисфункциональные отношения между членами семьи анализирует их причины. Однако не меньшее значение он уделяет системным конфликтам, поскольку каждая семья принадлежит к роду, в котором оба родительских клана соединяются в большую систему людей (члены конкретной семьи могут не знать их всех, тем не менее, родственники часто остаются значимыми фигурами). Если для удачного сохранения личных отношений необходимы три условия – привязанность, баланс «давать» и «брать» и порядок, то на уровне рода действуют уже другие законы: право на принадлежность, законы целого числа, приоритета раннего и признание того, что ничто не вечно.
Из права принадлежности проистекает следующий закон целого числа: каждый отдельно взятый член системы чувствует себя комфортно только в том случае, если для всех, кто относится к его системе, найдет место в его душе и сердце, если в его представлениях все члены семьи сохраняют свое достоинство.
Закон приоритета раннего проявляется следующим образом: тот, кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Точно так же ситуации, которые сложились в системе раньше, имеют преимущества перед более поздними. « Следовательно, первый ребенок обладает преимуществом перед вторым, и отношения в паре имеют преимущество перед отношениями между родителями и их детьми. Каждая система руководствуется этим правилом. Системы как токовые тоже выстраиваются между собой по принципу иерархии, но здесь царит обратный порядок: недавно созданная система имеет преимущество перед старой. Например, нынешняя семья индивидуума имеет преимущество перед родительской семьей. Там, где эта очередность перевернута, возникают проблемы…существует хронологическое превосходство и, кроме того, превосходство настоящего… внутри каждой определенной системы существует превосходство, зависящее от начала принадлежности к системе… но что касается очередности систем, новая система имеет преимущество перед старой». Если «поздний» вмешивается в сферу «раннего», то есть считает для себя возможным делать, то на что реального права не имеет, то за подобную самодеятельность человек нередко расплачивается проблемами и трудностями.
На службе у рода стоит родовая совесть. Именно она следит за тем, чтобы в семейной системе соблюдался порядок. Однако, в отличие от персональной, родовую совесть человек не чувствует. Если личная совесть действует на человека через некие чувства дискомфорта, «угрызений», то родовая совесть проявляется как событие или череда событий, трагические случайности и страдания. Личную совесть можно утешить сознанием своих поступков или отношений и признанием того, что неприятные чувства происходят именно по этому поводу. Родовую совесть можно успокоить лишь признанием верного места в системе обычно изгнанного, самостоятельно ушедшего или несправедливо уязвленного другого человека. Причину несчастий, навлекаемых родовой совестью, обнаружить сложнее, чем причину собственных угрызений по какому-то поводу. Для этого составляется генограмма. Затем после выяснения причины человек может просто осознать проблему своей семьи и не следовать негативному сценарию (становится понятно где «стелить соломинку»). Вдобавок к этому он может признать нарушение правильного порядка родовой системы и изменить его, признав того или иного члена семьи или оставив разозленных друг на друга предков наедине, отстранившись от их вражды. Выказать уважение к судьбе других членов рода или прямо объявить о вине членов рода перед ним. Все зависит от конкретной ситуации.
Несоблюдения правил и норм обнаруживается по страданиям, которые испытывает индивид. Чаще всего это проявляется в том, что старшие члены семьи перекладывают негативное на младших, а те неосознанно берут его на себя. Дети несут груз чужой вины, чужих мыслей и забот, чужих целей. Только в том случае, если рожденный позже копирует судьбу «раннего» члена семьи и вдруг осознает, почему он это делал, он может отказаться от такой идентификации.
Хеллингер исходит из положения, что многие люди, как здоровые так и больные, всю жизнь живут в соответствии с каким-либо внутренним образом, который представляет собой определенную историю (тему) – некий ход жизненных событий. Образы имеют разное происхождение. В одном случае в их основе лежит собственный детский психотравмирующий опыт, аналог которого человек неосознанно может найти в сюжете какой-либо сказки. Во втором случае человек находится под влиянием истории, никак не связанной с его детский опытом. Как правило, это член семьи, у которого была тяжелая судьба, по каким-то причинам его исключили из семейной системы или он освободил свое место внутри ее для кого-то другого. Семейная история, основанная на травматических событиях и переживаниях, произошедших в другом месте и в другое время, нередко становятся сценарием, который реально воплощается в жизнь.
Для решения конфликтов, которые охватывают несколько поколений семьи, Б.Хеллингер предложил метод семейной расстановки, который позволяет выявить внутренние образы, ограничивающее возможности человека.
Семейная расстановка – групповой метод, но он не предназначен для работы со всем членами семьи. Хеллингер производит терапию только с взрослыми, считая, что, если на прием прейдет вся семья, дети могут потерять уважение к родителям, а это слишком большая цена. Терапевт работает с одним взрослым или с супружеской парой, корректируя их взаимодействие с детьми. По мнению Хеллингера, о разговорах с терапевтом детям знать вообще не обязательно.
До начала работы психотерапевт выясняет, кто принадлежит к семейной системе, и расспрашивает о решающих событиях из жизни семьи, таких как смерть, самоубийство, расставание, развод, несчастные случаи и пр. при этом не рекомендуется давать никаких характеристик персонажей и обращать внимание только на самые необходимые сведенья. Уже во время процедуры расстановки выявляются люди, освободившие место в системе или исключенные из нее (в результате аборта, отказ от внебрачного ребенка, развод, самоубийство и пр.).
Расстановка проводится следующим образом. Протагонист, в соответствии с заявленной проблемой, создает внутренний образ своей нынешней семьи. На роли членов семьи (в том числе и себя самого) он выбирает исполнителей из участников психотерапевтической группы и помещает их на то или иное место в соответствии со своим внутренним образом. Протагонист получает следующую инструкцию: «Ты расставляешь свою систему, полостью ориентируясь на свои ощущения, так, как ты, согласно своему внутреннему образу, видишь отдельных людей по отношению друг к другу. Внутренний образ проявляется только во время расстановки. Так что забудь все, что наметил себе заранее. Ты только указываешь место, но не указываешь на их жесты или направление взгляда». После того как участники расставлены, следует еще раз повторить, кто кого должен изображать.
Обычно протагонист берет каждого из участников за руку или дотрагивается до него. Потом ведет его на определенное место. Он постоянно взвешивает: это сейчас верно или нет? Для проверки соответствия расстановки внутреннему образу можно обойти вокруг расставленной группы.
Во время самой процедуры расстановки никто не должен ничего говорить – ни протагонист, ни остальные участники. Когда дается слишком много информации, это отвлекает. Ведущий просит участников сосредоточится на их внутренних ощущениях, забыть собственные цели и намереньях и регистрировать те чувства, которые приходят при перемещении или когда в системе появляются новые люди.
Затем по просьбе психотерапевта все участники по очереди сообщают, что они переживают, занимая соответствующие места в выстроенной протагонистом семейной системе.
Инструкция терапевта такова: «Предоставьте себе происходящему и почувствуйте, как реагирует ваше тело, даже если ощущения ваши совсем не те, что ожидались. И просто без критики, расскажите о том, каково вам на этом месте и что у вас на душе. Нередко человек испытывает пугающие или запретные чувства. К примеру - облегчение, когда другой уходит или умирает, или тягу к запретным отношениям. Если об этом не рассказать, можно упустить что-то важное. Поэтому здесь нужно отказаться от какой-либо цензуры и быть откровенным».
В случае, если терапевт не уверен, что кто-то описывает реальные чувства, он может попросить другого члена группы занять его место и рассказать о том, каково ему здесь. В подавляющем большинстве случаев чувство первого подтверждается, а вместе с этим подтверждается и гипотеза о том, что чувства определяются местом в выстроенной системе. Наблюдая за расстановкой со стороны, невозможно предсказать, какими будут ощущения каждого человека. Небольшие позиционные перемещения могут привести к их удивительным трансформациям.
При пользовании метода расстановки в центре внимания психотерапевтической группы одновременно находятся два сконцентрированных пространственно-временных образа. Первый из них – это образ семейного прошлого протагониста вплоть до момента проведения расстановки, то есть то внутреннее представление, которое сковывает его личность. Второй образ является образом-решением, способствующим освобождению личности протагониста.
В заключение расстановки терапевт, учитывая обратную связь исполнителей, вносит ряд изменений в семейную систему (которые часто представляют собой важные, с терапевтической точки зрения, промежуточные шаги). В результате формируется образ-решение, в котором у всех членов семьи, включая тех, кто был в свое время исключен из системы, появляется так называемое «хорошее место».
При расстановке образа-решения терапевт опирается на представления об определенной иерархии. Хеллингер считает, что система приходит в порядок только при правильной иерархической структуре. Кто имеет приоритет в семейной системе, тот стоит на первом месте. Обычно это член семьи, который отвечает за ее безопасность и тем самым создает пространство, в котором семья может развиваться. Поэтому сначала идет муж, затем, слева от него, жена, хотя в действительности они могут быть равноправными.
Хеллингер отмечает, что если женщина в обычных условиях стоит на первом месте справа от мужа, то часто чувствует себя покинутой и не имеющей поддержки. А если мужчина находится слева от женщины, значит, он берет на себя мало ответственности или у него иллюзия свободы. Как только он занимает место справа, то начинает чувствовать себя в ответе за семью. Таково влияние позиций.
Слева от родителей по часовой стрелке в порядке старшинства следуют дети. При хорошем построении дети стоят напротив родителей. Мертворожденные помещаются возле братьев и сестер, а детей, не рожденных вследствие аборта (если работа с ними уместна), в расстановках-решениях лучше поместить между родителями.
Образ-решение возникает в результате взаимодействия всех участников расстановки. Это взаимодействие включает множество пробных и промежуточных перемещений, которые осуществляются под руководством психотерапевта, и фиксацию соответствующих изменений самочувствия исполнителей.
Метод Берта Хеллингера является важной составной в семейном консультировании.
|